Как стартапам Кыргызстана получить деньги от крупного казахского фонда

Кыргызстанский стартап Dolon, который решает проблемы горнодобывающей промышленности своим уникальным IT-решением на днях привлек $500 000 от первого частного бизнес-инкубатора Казахстана MOST и ряда других инвесторов. Команда Limon Media связалась с основателем и идейным вдохновителем MOST Алимом Хамитовым. О том, как стартапы из Центральной Азии могут получить крупные инвестиции и стать единорогом, читайте в интервью Limon.kg.

L. Алим, здравствуйте. В первую очередь хотелось бы узнать о вашем образовательном и карьерном бэкграунде. Какие проекты вы реализовывали до бизнес-инкубатора/акселератора MOST?

Я получил образование в США. Учился по направлению «Информационные системы». Также окончил Kelley School of Business. Я докторант, у меня степень PhD по Computer Science (International Information Technologies University). Некоторое время поработав в Америке, я вернулся на Родину в Казахстан, где преподавал в МУИТ и параллельно запускал небольшие проекты в IT-сфере, например smart остановки или сервис по не инвазивному способу измерения сахара в крови. Как начинающий предприниматель я много экспериментировал.

L. Как вы пришли к тому, чтобы основать первый частный бизнес-инкубатор/акселератор в Казахстане и Центральной Азии?

Ранее я был сооснователем IT-компании по разработке, которая работает до сих пор, но уже без меня. Со стартапом City Router выиграл грант и прошел STEP Accelerator в Кремниевой долине. Тогда я задался вопросом о том, почему подобного комьюнити и инфраструктуры нет в Центральной Азии? Поэтому, когда вернулся в Казахстан, мы с Павлом Коктышевым приняли решение стать бизнес-инкубатором и заниматься поддержкой стартапов. Павел до этого много лет развивал Клуб Молодых Предпринимателей, который в последующем переформатировался в бизнес-инкубатор MOST.

L. Каких ключевых результатов достиг бизнес-инкубатор/акселератор MOST на сегодняшний день?

В целом нужно отметить, что MOST существует больше 10 лет. Он создавался на голом энтузиазме и за все время существования вдохновил, помог вырасти, найти партнеров тысячам предпринимателей. Если выражаться цифрами, то мы провели 23 акселерационные программы в странах Центральной Азии, более 12 000 людей приняли участие в наших ивентах и образовательных программах, участники инкубаторов и акселераторов привлекли в совокупности более 7 миллионов долларов. Я бы отметил, что в бизнесе любой компании важно продержаться хотя бы первые 5-7 лет. Именно после этого периода начинается экспоненциальный рост.

Ключевым годом для нас является 2020, именно в этот год из-за пандемии мы сдали наше арендное помещение инкубатора. К нам присоединился Мират Ахметсадыков, ранее он был ментором в нескольких программах. Объединившись, мы начали думать с партнерами о том куда расти, в какую сторону смотреть. В результате был создан венчурный фонд MOST Ventures с объемом в 10 миллионов долларов, позже мы открыли клуб бизнес-ангелов UMAY, а в 2022 открыли собственный хаб MOST Hub Almaty.

L. Какие услуги включает в себя бизнес-инкубатор/акселератор? Почему они важны?

Мы не продаем своих услуг, все программы для стартапов на ранней стадии – бесплатные. Под каждую программу находится донор в виде стратегического партнера в Центральной Азии. Мы успели поработать со всеми ключевыми организациями, от посольств до международных банков. Когда мы открыли венчурный фонд, многие думали, что инкубатор со временем закроется, но его важность для нас огромна, так как на каждой стадии мы генерируем поток талантов и стартапов.

Приведу последний пример по взаимосвязанности всей экосистемы. В 2021 году мы реализовали программу при поддержке USAID’s Future Growth Initiative (Проект USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды), где одним из тезисов является сотрудничество между региональными игроками в стартап экосистеме. Мы открыли ассоциации бизнес-инкубаторов и акселераторов в странах ЦА. В ходе нее познакомились с представительством PEAK в Кыргызстане, в 2022 совместно с ними MOST провел программу акселерации для местных стартапов. И благодаря этой программе стартап Dolon из Кыргызстана привлек $500 000 от нашего венчурного фонда и инвесторов клуба UMAY. Инкубаторы и акселераторы помогают стартапам быстро расти и привлекать инвестиции. Для фонда это своего рода воронка.

L. Какие стартап проекты могут участвовать в программах? Из каких сфер они должны быть?

Сегодня стало модно называть любой запуск бизнеса стартапом. Важно отметить, что стартап – это технологический проект, который может очень быстро расти и масштабироваться на другие рынки. Мы нацелены именно на IT-стартапы, сфера не важна, мы sector agnostic.

L. Как происходит обучение участников бизнес-инкубатора/акселератора?

Обучение проходит в каждой программе по своей методологии. Если мы запускаем общую программу для всех стран Центральной Азии, то участникам удобен онлайн формат. Безусловно, если это инкубатор, то мы работаем с людьми, у которых все находится на стадии идеи или MVP. С ними работают менторы, практикующие Tech предприниматели, помогают упаковать продукт и дойти до первых продаж. В акселерацию идут стартапы, у которых уже есть готовый продукт и трекшн, тогда мы помогаем им внедрять новые гипотезы для увеличения продаж, иногда они полностью меняют продукт, ну и в конце программы организуем для них Demo Day, куда приглашаем инвесторов. Здесь стартапу важно сделать грамотный питч и заинтересовать потенциального инвестора.

L. Сколько стартапов было проинвестировано?

Венчурный фонд уже вложил более 2 миллионов долларов в 6 стартапов из Центральной Азии, 2 на подписании. Скоро их тоже объявим.

L. Что необходимо, чтобы стартап получил инвестиции от MOST?

У стартапа должна быть в первую очередь сильная команда, где кроме основателей есть CTO, CMO и Sales менеджер. Во-вторых, нужный рынку продукт. В-третьих, трекшн, так мы называем продажи, количество пользователей или скачиваний. В-четвертых, у стартапа должен быть большой рынок, то есть продукт или решение должны быть универсальны для всего рынка, чтобы можно было выходить с ним в Европу, США и любую точку мира.

L. Назовите лучшие проекты, проинвестированные MOST Ventures.

Наши эдвайзеры, сама инвестиционная команда – это большие профессионалы, которые очень щепетильно относятся к выбору стартапов для инвестирования. Поэтому все компании, в которые мы вложились, являются лучшими для нас. Самым первым стартапом, в который мы вложились, стал One Vision в сфере Fintech, хотя чек был небольшой, 100 000 долларов, но ребятам это позволило быстро стартануть, и бизнес на сегодня процветает. Также могу отметить выпускников первого акселератора при фонде, это стартап UvU по развозке детей со своей технологией прокладывания безопасных маршрутов, HRTech стартап Easy Tap тоже пришел к нам через акселератор. Оба проекта подняли раунды после выпуска. Самый большой чек от нас получил стартап из Кыргызстана с супераппом Namba One. Мы видим в проекте потенциал стать вторым Kaspi в Кыргызстане. И это только часть стартапов, в которые мы инвестировали.

L. Какие страны могут участвовать в бизнес-инкубаторе/акселерации?

Все страны Центральной Азии.

L. Как определяется сумма инвестиций в определенный стартап-проект?

Для этого мы оцениваем стоимость стартапа, его высчитывают аналитики по трекшну и темпам роста. Когда стартап получает независимую оценку, то и сумма инвестиций становится понятной.

L. Какие трекеры и менторы помогают резидентам MOST?

В программах бизнес-инкубатора MOST принимают участие как локальные эксперты, предприниматели с большим опытом, так и зарубежные спикеры. Все зависит от запроса стартапа. В венчурном фонде, отталкиваясь от принципа smart money, мы сфокусированы на поиске бизнес-партнеров для стартаперов.

L. Как выглядит команда MOST? Какую задачу выполняет каждый член команды?

У нас в холдинге существует 5 вертикалей: инкубатор, где команда сфокусирована на образовательных программах для стартапов; клуб бизнес-ангелов и венчурный фонд, чьи команды занимаются скаутингом талантов и стартапов по всей Центральной Азии, а также привлечением новых инвесторов. Кроме того, есть хаб, где ребята занимаются больше инфраструктурными задачами, чтобы основателям было комфортно работать и строить бизнес, а также объединением стартаперов, созданием комьюнити. И последняя вертикаль – это медиа отдел. Мы летом запустили свой подкаст MOST Startup Media на Youtube, где я и Мират разговариваем с коллегами по цеху, иностранными инвесторами. Все это делается для того, чтобы наша сфера росла, а начинающие стартаперы могли почерпнуть для себя знания из открытых источников.

L. Какой у MOST стратегический план, чтобы выполнять свою миссию еще эффективнее?

Летом 2022 года мы проводили форум венчурных инвесторов, пришли 700 человек, а главным хедлайнером стал главный редактор самого крутого Tech издания TechCrunch Майк Бутч. Он работает на развитом рынке, он брал интервью почти у всех единорогов планеты. И вот он мне говорит после форума, что здесь в Центральной Азии происходит магия, о которой в мире никто не знает. И наша миссия в том, чтобы на всемирной карте стартап-экосистемы появились страны Центральной Азии. Чтобы весь мир знал, что наш регион полон талантливыми технологическими предпринимателями, сильными IT-специалистами. Чтобы наконец здесь родились единороги, которые создадут что-то инновационное для всего человечества!

Оцените статью
АвторMOST MEDIA
Дата публикации15.11.2022
Поделиться
Комментарии
Подписка на ивенты

Укажите адрес Вашей электронной почты и мы будет отправлять уведомления о грядущих мероприятиях. Не волнуйтесь, спама не будет

Матчмейкинг

Если вы хотите стать инвестором, пожалуйста, заполните следующую форму, и мы свяжемся с вами в ближайшее время

Что бы вы хотели: